Обжалование решений и предписаний антимонопольного органа (УФАС)

Обжалование решений и предписаний антимонопольного органа (УФАС)

Обжалование с нашим участием решений антимонопольного органа (ФАС) происходит постоянно. Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчиков при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ в порядке, предусмотренном в ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ.

Если жалоба на действия заказчика будет признана обоснованной или в ходе ее рассмотрения будут установлены иные (не являющиеся предметом обжалования) нарушения, ФАС России вправе выдать заказчику обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений (ч. 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ), в том числе:

- об отмене протоколов, составленных в ходе закупки;

- внесении изменений в документацию и извещение о закупке;

- аннулировании закупки. 

Толкование правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что действия, совершаемые хозяйствующим субъектом, могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция при наличии ущемления или интересов соперника-конкурента или же принципов добросовестного, разумного поведения участников рынка - соперничающих хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В противном случае в отсутствие обстоятельств, указывающих на нарушение принципов добросовестного рыночного поведения, действия хозяйствующих субъектов могут рассматриваться как нарушающие иные интересы, защищаемые нормами других законов, не входящих в систему законодательства о конкуренции (защищаемых, к примеру, нормами законодательства о защите прав потребителей). Таким образом, будет ошибочно рассматривать цель законодательства о конкуренции как защиту потребителей или поддержку мелкого бизнеса, или достижение эффективности производства. Цель всегда едина - это поддержка конкуренции как таковой.

Инициаторами разбирательств в рамках Федерального  закона (далее - Закон N 223-ФЗ)  от 18.07.2011 N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", зачастую, становятся участники закупки или заказчики. Сначала участники оспаривают действия заказчиков в антимонопольном органе, а при вынесении решения не в их пользу обращаются в арбитражные суды. Заказчики тоже нередко обжалуют решения территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, отстаивая свою позицию в суде.

Основания для жалоб участников закупки весьма разнообразны, хотя мы остановимся только на основных распространенных антимонопольных спорах, которые касаются процесса закупки и оценки ее результатов.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, допущенном при заключении конкретного договора, антимонопольный орган вправе (при наличии соответствующего ходатайства) на основании пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции вынести предписание об изменении условий заключенного договора или о его расторжении.

В случае, если установлено, что с иными лицами заключены договоры, содержащие аналогичные условия, антимонопольный орган при отсутствии ходатайств этих лиц вправе обязать хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, направить предложение своим контрагентам об изменении или расторжении таких договоров.

Основные споры с участием обжалования решений антимонопольного органа (ФАС):

1. Отклонение заявки участника

Рассматривая подобные споры, суд исследует конкурсную документацию по этой закупке и выносят решение исходя из того, соответствуют или нет действия Заказчика установленным им же требованиям, а также соответствуют ли положениям антимонопольного законодательства.

Бывает, что конкурсная комиссия заказчика  отказывает компании-претенденту в допуске к участию в конкурсе на право заключения договора. Это происходит в силу того, что Заявка компании на участие якобы не содержала ряда условий исполнения договора, установленных заказчиком в закупочной (конкурсной) документации.

В ряде случаев заказчики признаются нарушившими законодательство, в их отношении выносится решение о неправомерном отклонении заявок.

Заказчик или победитель торгов, не согласный с выводами антимонопольного органа может обратиться в суд с жалобой на решение ФАС, с целью обжалования решения и ли предписания ФАС.

2. Содержание закупочной документации

Закупочная деятельность юридических лиц, урегулированная специальным законом, строится в каждом конкретном случае в соответствии с положением о закупке и утверждается самостоятельно заказчиком. Документация должна содержать четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в конкурентной процедуре отбора контрагента, что имеет своей целью исключить возможность неверного толкования предложений, указанных в заявке размещенной заказчиком.

В этих спорах арбитражные суды исследуют документацию о закупке на предмет соблюдения антимонопольного законодательства - не создал ли государственных заказчик размещенной конкурсной документацией неравные условия участия в закупке.

Так же споры по данного рода антимонопольным делам возникают по поводу содержания не только документации, разработанной заказчиком, но и документации, поданной компанией-претендентом (жалобы и претензии касаются неправомерного допуска или отклонения заявки одного из участников в участии в закупке или признании победителем торгов).

3. Нарушение процедур закупки

Большую долю арбитражных споров  с которой приходится нам сталкиваться связано с нарушением сроков размещения закупки. Суд в своих решениях при оценке сроков размещения информации исходит из совокупности условий - неразумности таких сроков, а равно их несоответствия нормативно установленным требованиям.

Данный вид жалобы которые мы подаем в интересах наших клиентов, при обжаловании решения ФАС часто дополняет иные требования, по спорам между участниками закупки, либо выводы изложенные в Решении или предписании антимонопольного органа (ФАС) не соответствуют объективным признакам и нарушают права участника торгов или победителя торгов.

Иногда приходится в делах сталкиваться с тем, что наши клиенты как Участники закупки выставляют Заказчику сразу несколько претензий. При этом основным становится требование признать недействительными результаты торгов по той или иной закупки.

 

4. Несогласие с результатами закупки

Этот способ обжалования результатов состоявшихся торгов или аукциона выражается в требовании одного из участников признать результаты соответствующей закупки недействительными. Здесь важное значение будет иметь такое обстоятельство - не нарушает или нет заказчик собственное положение о закупке, разработанное и утвержденное в соответствии с Законом N 223-ФЗ, действия данного заказчика правомерны или нет при принятии решения о признании участника победителем торгов.

Помимо  этого, участники, не согласные результатом закупки, с нашей помощью  обращаются в суд с требованием об обязании (понуждении)  заказчика заключить договор  на поставку. Ознакомится с примерами вы можете перейдя по ссылке указанной чуть выше.

Самостоятельный способ защиты прав при подаче жалобы на ФАС, связаны с проверкой законности ненормативных актов антимонопольных органов, которыми установлены нарушения порядка проведения торгов в части ненадлежащего размещения информации о торгах либо нарушения сроков ее размещения.

Согласно ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции в случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу. Часть 2 ст. 52 содержится в гл. 9 Закона о защите конкуренции.

Жалоба на нарушение процедуры организации и проведения торгов и порядка заключения договора рассматривается антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Закона о защите конкуренции "Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров".

Поэтому положения ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции не распространяются на случаи выдачи предписаний при нарушении процедуры проведения торгов.

 
 
на главную страницуконтактыкарта сайта

12012
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27